разработка
Домой автор глазелка разъяснялка разработка

 

Вверх

ЦЕЛИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

развитие творческих способностей детей путем освоения одного из видов декоративно-прикладного творчества; создание условий для углубленного изучения восковой живописи; приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации этого вида  декоративно-прикладной деятельности.

Образовательные, воспитательные, развивающие  задачи элективного курса:

  • формирование системы знаний о конкретном виде декоративно-прикладного творчества; знакомство детей с пасхальными традициями и духовными оберегами наших прадедов; развитие интереса к многогранной культуре нашего народа;-воспитание нравственной и эстетической культуры;

  • реализация духовных, эстетических и творческих способностей, развитие фантазии, воображения, самостоятельного мышления; знакомство с различными техниками пасхальной росписи яиц и символикой  писанки;  побуждение к самовоспитанию;

  • развитие художественно- эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности; формирование у детей положительного отношения к труду и творчеству, стремления своим посильным трудом доставить окружающим радость и получения от этого морального удовлетворения; актуализация процессов самопознания и саморазвития личности воспитанников.

Учебно-тематическое планирование уроков элективного курса «Пасхальные традиции. Писанка» 

 №

Тема. Основное содержание.

Часы

 Образовательная задача

 Практическое задание

1

Введение. Легенды, сказания и  предания, объясняющие  обычай дарить на Пасху крашенные яйца. Классификация техник росписи. Крашанки. Крапанки. Малеванки. Дряпанки. Писанки. Демонстрация написания писанки. Материалы и инструменты, необходимые для работы.

2

 

Дать понятие о   дохристианском происхождении     писанки. Почему яйцо стало христианским  символом.

Познакомить с легендами об обычае крашения  яиц на Пасху и способах изготовления пасхальных яиц.

Дать представление о материалах и инструментах для изготовления писанки.

 

 

Запись в тетрадь.

 

2

Особенности традиционной писанки. Традиционные мотивы.

Символика образов. Солярные знаки. Символика цвета.

2

Дать понятие о культе Солнца и его влияние на появление солярных знаков. Значение этих символов. Изображение их на писанках. Символика  цвета в писанке.

Правила работы писачком. Написание писанки.

Запись в тетрадь.

Подготовка красящих растворов.

Упражнения для писачка.

Написание писанки с солярными знаками.

3

Дохристианские символы, значение которых изменилось с приходом христианства. Их значение. Крестильная сорочка писанки. Схемы крестильных сорочек.

2

Дать понятие о символах «точка», «рыба», «крест». Их значения. Крестильная сорочка писанки.

Запись в тетрадь.

Выполнение писанки с символом «крест».

4

 Символ «Берегиня». Его значение. Схемы вариантов этого мотива.

2

Дать понятие о символе «Берегиня». Традиционные изображения и импровизационные схемы. Выполнение писанки с символом  «Берегиня».

Запись в тетрадь.

Написание писанки.

5

 Изображение Древа жизни (вазон) на писанках. Создание своего варианта.

2

Символ вселенной- Древо жизни. Импровизация на мотив «Древо жизни». Выполнение писанки.

Запись в тетрадь.

Выполнение писанки.

6

 Растительные образы. Их символическое значение. Схемы вариантов мотива «растение».

2

Дать понятие о растительных символах, их значениях и изображениях. Выполнение писанки.

Запись в тетрадь.

Выполнение писанки.

7

 Животные символы. Их значение.

2

Понятие о животных символах. Изображение  Оленя и Коня на писанках. Выполнение писанки. 

Запись в тетрадь. Изготовление   писанки.

8

 "Кривульки», «решетки», «бесконечники». Их символические значения. Импровизации на основе традиционных мотивов.

4

Понятие о «кривульках»,  «меандрах», «решетках». Выполнение писанки.

Запись в тетрадь. Импровизация по мотивам традиционных писанок.

Итого 18 часов (в сокращении –8-9 часов)

 
                                              СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .
  1. Народное творчество и этнография,1990 №2. 1993 № 4.

  2. Бондарь Е.Ю., Герук Л.Н. 100 поделок из яиц. Ярославль: «Академия развития». 1999.

  3. Как красить пасхальные яйца. ж. Семья и школа.1991 №3.

  4. Фольклорная школа, ж. Дошкольное воспитание. 1994 № 3.

  5. Семья и школа. 1994 №3.

  6. Биняшевский Э. В. Украинские писанки. К.: Мистецтво. 1968.

  7. Великдень в Украине. К.: Музична Украина. 1993.

  8. Майданська С. Христос Воскрес. К.:Купина . 1995.

  9. Чубинский П.П. Календарь народных обычаев и обрядов. К.:Музична Украаина. 1993.

  10. Зимние праздники и обряды. ж. Школа и производство.1996 №5, 1996 №4

  11. Энциклопедия обрядов и обычаев. Спб.:Репекс. 1996

  12. Семенова М. Мы - славяне: азбука. 1998 

 

 

Hosted by uCoz